Четверг, 28-03-2024, 18:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Spec-BY "Долг Честь Отечество"
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СПЕЦФИЗПОДГОТОВКА [26]
ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА [83]
СПЕЦ. МЕД.ПОМОЩЬ [11]
СВОИМИ РУКАМИ [8]
ТАКТИКА USA И NATO [2]
ПРОПИТАНИЕ [17]
ВИДЕО [3]
Наш опрос
КТО КРУЧЕ
Всего ответов: 7369
ПРИСОЕДЕНЯЙСЯ!!!
Поиск
Друзья сайта
Армия Беларуси Сайт СПЕЦНАЗА БЕЛАРУСИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » СПЕНАЗОВЦУ » ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ




ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ







Хитрость в военном искусстве

Военная хитрость применялась во все времена. «Хитрость, — поясняется в словаре В. Даля, — уменье, искусство, умственная ловкость, изворотливость, тонкость и острота соображений, уменье достигать своей цели, нередко обманом». В словаре русского языка С. Ожегова говорится: «Хитрый — скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-нибудь»; понятие «обман» в этом словаре трактуется как «ложное представление о чем-нибудь, заблуждение». Другие словари и энциклопедии поясняют: «Обман состоит в сообщении ложных сведений о по-
ложении дела или в извращении истинных фактов»; «обман — умышленное введение в заблуждение кого-либо путем сообщения ему заведомо ложных сведений или сокрытия от него действительности». Следовательно, хитрость — это действия в целях обмана и получения определенной выгоды.

Вполне естественно, что хитрость испокон века обнаруживалась в любой сфере человеческой деятельности: в повседневной и деловой жизни, в экономике и политике, в быту и любви. В военной среде также находились люди, стремившиеся добиться победы на войне, в битве с помощью хитрости. Со временем появилось понятие «военная хитрость». Ее сущностью является внезапность каких-либо военных действий, достигнутая скрытностью их подготовки и введением противника в заблуждение относительно этих действий. Следовательно, под военной хитростью мы будем понимать теорию и практику скрытности и введения противника в заблуждение.

История военного искусства от древнейших времен до наших дней свидетельствует о том особом значении, которое имела военная хитрость в войнах всех времен и народов. Хитрость в вой не всегда расценивалась как рациональный и необходимый вид деятельности, так как она выступала как коэффициент силы, то есть увеличивала силу или мощь удачливого хитреца. Отказ от использования хитрости в войне подрывал собственную силу. Поэтому, когда все другие элементы силы в вой не были равны, хитрость позволяла экономичнее использовать свои возможности, достигая более быстрой победы с наименьшими затратами и жертвами. В случае неравенства соперников хитрость помогала более слабой стороне компенсировать количественное или другое отставание. По этой причине сторона, находившаяся в невыгодном положении, часто получала более мощный стимул к использованию хитрости в стратегии и тактике.

Выдающиеся полководцы побеждали, потому что при прочих равных условиях превосходили противника в гибкости ума и твердости воли, творчески использовали принципы военного искусства, умножая их эффективность в данной конкретной обстановке. По мере возможности они заставляли работать на себя даже неблагоприятные факторы, навязывали врагу свой план действий, наносили ему внезапные удары с самой неожиданной и наиболее чувствительной для него стороны.
Они не считали решающим фактором успеха одну только силу, сама по себе она еще не определяет характера и исхода борьбы. Ведь навязать свою волю, достичь победы меньшими силами над превосходящим противником возможно лишь, когда творчески и умело используются достижения военного искусства, когда новые средства и приемы вооруженной борьбы надежно скрыты от противника и он введен в заблуждение относительно замыслов, наличия сил и готовности к действиям. В несомненной важности военной хитрости для достижения успеха в бою, сражении или войне заключена актуальность проблемы и для сегодняшнего дня.

Актуальность рассматриваемой темы вытекает также из той простой истины, что, к сожалению, хитрость — это творчество, искусство, а не точная наука или даже ремесло. Бытует мнение, что одни военные или политическое лидеры имеют склонность к хитрости, а другие нет. В этой связи можно услышать, что нельзя обучить хитрости, как невозможно обучить кого-либо оригинальной живописи. Вполне возможно, что именно так и обстоит дело с обучением военной хитрости. Но никто не может утверждать, что нельзя научить человека отличать оригинальную живопись от подделки. Человек, как известно, очень часто оказывается в запутанных и двусмысленных ситуациях, выходить из которых, как правило, сложно и болезненно. Если это случается при нормальных обстоятельствах, то вероятность того, что он разрешит проблемы качественнее и быстрее, достаточно высока. А в сложных условиях? Анализируя информацию, личность должна выделить из нее то, что ей нужно и на что она способна, а если потребуется, то отделить зерна истины от плевел обмана. Как показал исторический опыт, со столь сложной задачей может исправиться только человек, мозг которого подготовлен и натренирован в гибкости восприятия окружающей действительности. Стать такой личностью в военной области
можно, если серьезно изучать историю военного искусства, поскольку боевая практика, как правило, ограничена во времени.

В современных условиях армии ведущих государств мира стоят на пороге качественного скачка в применении военной хитрости. Он вызван в первую очередь разработкой и внедрением новейшей космической, авиационной, компьютерной и другой техники, многократно возросшими возможностями в передаче и приеме информации. Возможно, хитрость в будущем потребует работы преимущественно специалистов по электронике и ЭВМ. Однако эффективность их работы по планированию военной хитрости в случае войны не может быть высокой без досконального знания богатейшего исторического опыта.

Наконец, актуальность рассматриваемой проблемы определяется недостаточной ее разработанностью отечественными исследователями. Непосредственно о военной хитрости и смекалке писали Т. А. Дуброва, И. В. Крюков, Ф. И. Селиванов, В. Быковский, Б. В. Сергеев. В их работах рассматривались лишь боевые эпизоды из опыта Великой Отечественной войны или боев в Афганистане. Каких-либо теоретических обобщений не проводилось. Вместе с тем проблемы военной хитрости находили отражение в трудах по оперативной маскировке и внезапности. В них довольно подробно излагались способы скрытности и обмана (дезинформации), то есть как раз того, что составляет сердцевину военной хитрости.

Вопросы внезапности, а вместе с ними и применения военной хитрости для ее достижения, рассматривались также в периодических изданиях, в частности, в «Военной мысли», в «Военном вестнике» и «Военно-историческом журнале». В последнем не только описывались поучительные эпизоды, но и делалась попытка дать определение внезапности, скрытности, маскировки и оперативной маскировки, раскрыть способы достижения внезапности, приемы маскировки и т. д.

Сам собой напрашивается вывод: хотя многие отечественные военные исследователи и затрагивали в своих трудах тему военной хитрости, однако популярные брошюры и статьи, иллюстрирующие отдельные примеры воинской смекалки, находчивости и военной хитрости, не могут удовлетворить возросший интерес военного читателя к этой проблеме. Для исключения дисбаланса в исследованиях военной хитрости российскими и иностранными учеными предпринимается очередная попытка раскрыть уже более углубленно такую проблему, но теперь с анализом современных взглядов на военную хитрость, с привлечением новых фактов и материалов, особенно по локальным войнам нынешнего и ушедшего столетия.

Каковы же условия, способствующие развитию искусства хитрости? В первую очередь необходимо, чтобы человек-хитрец мог видеть события с точки зрения противника. Это требует естественно хорошего знания его культуры, языка, мышления, образа действий, традиций и т. п. Военнослужащий человек должен к тому же отлично знать все сильные и слабые стороны военной машины противника, а этого практически невозможно достичь без знания военной истории. Далее, разрабатывая приманку или хитрую уловку, хитрец должен быть практичным и иметь богатое воображение, обладать гибким умом — умом,
анализирующим увиденное и услышанное, а также идеи, концепции или «слова» на составляющие компоненты, а затем комбинировать их самым различным образом. Он должен уметь преодолевать обычный образ мышления, шаблоны, отметать заготовки, навязываемые ему идеи. А для этого офицер должен пройти школу военной службы, приобрести опыт и овладеть необходимыми знаниями, в том числе и военно-историческими.

На примерах из истории прошлых и современных войн каждый, кто заинтересован в достижении высот профессионализма, увидит, что умение применять военную хитрость зависит от уровня общих и военных знаний командиров и военачальников, их творческого мышления, от умения предвидеть ход событий и организовать действия своих войск, от знания противника и его средств борьбы, от умения искусно применять оружие, боевую технику, приемы и способы ведения боя, операции, учитывать место и время действий. Вполне понятно, что накопленный столетиями опыт применения военной хитрости в войнах является исторической ценностью и требует внимательного изучения. Нужно продолжать исследование темы в этом направлении и делать все возможное, чтобы внедрить полученные результаты в боевую практику. На это указывает опыт прошедшей и настоящей боевой действительности.


Истоки военной хитрости

Военная хитрость всегда была объектом внимания военной теории и практики. Полководческий опыт, накопленный в сражениях, пристально изучался и обобщался. На основе достижений в области военной тактики, развития вооружения и техники зарождались и получали распространение новые формы, способы и приемы военной хитрости.

Проблема военной хитрости издревле занимала умы полководцев, мыслителей, ученых, исследователей. Древний мыслитель Джаммапада (V век до н. э.) так оценивал хитрость в войне: «Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее». Греческий историк Фукидид (460 — 400 годы до н. э.) считал, что самым лучшим военачальником является тот, кто имеет способность к военной хитрости.

Трактат Сунь-цзы представляет особую ценность, поскольку взгляды автора на военную хитрость дошли до нас в виде довольно целостной системы. В популярном изложении русских комментаторов суть взглядов китайского полководца выглядит следующим образом. Сунь-цзы считает осторожность и хитрость высшими принципами военного дела и подтверждает свои заключения ссылками на примеры предков, которые, «прежде чем предпринять кампанию, рассчитывали, будет ли это выгодно, и, если обстоятельства складывались неблагоприятно, выжидали другого случая, сознавая, что поражения являются следствием собственных ошибок, а победы — результатом ошибок неприятеля. «Не ищите смирить вашего противника ценою битв и побед», «старайтесь победить, не давая сражения», — поясняет Сунь-цзы. Великие полководцы достигают успеха, раскрывая тайную игру противника, разрушая его планы, поселяя разлад во вражеском войске, постоянно держа неприятеля в возбужденном состоянии, отнимая возможность предпринять что-либо выгодное и получать подкрепления. Искусство генерала должно заключаться в том, чтобы держать противника в полном неведении относительно места сражения и обеспечиваемых пунктов. Если он в том преуспеет и сумеет скрыть мельчайшие мероприятия, то окажется не только искусным генералом, но и необыкновенным человеком.

Вторую часть первой главы своего трактата Сунь-цзы начинает с утверждения: «Война — это путь обмана». Многочисленные комментаторы трактата подробно разъясняют, как понимали положения Сунь-цзы о военной хитрости его последователи.


Искусство полководца как раз и заключается в умении действовать, сообразуясь с обстановкой, находить новые средства и способы борьбы применительно к условиям времени, места и ситуации в целом. «На войне нет неизменной обстановки, как у воды нет неизменной формы», — говорит Цао Гун.

Взгляды на военную хитрость в истории отечественной военной мысли начинают оформляться в стройную систему, начиная с XVIII века. Петр I применил многие новые способы и приемы вооруженной борьбы, он мастерски использует местность и погодные условия, активно применяет засады, налеты, демонстрации. Незаурядная военная хитрость Петра I являлась одной из причин его многих побед.

Военная хитрость в боевых делах полководцев русской армии связана прежде всего с именем А. В. Суворова. Одна из сторон военной хитрости в его знаменитой «Науке побеждать» выражена следующим образом: «Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг — мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел». Вместе с тем А. В. Суворов
выступал против «пустых демонстраций». Военную хитрость полководец Суворов видел в решительном воздействии на врага внезапностью нападения при неподготовленности
его к организованному отпору и, конечно же, в победе с малой затратой сил и незначительными потерями. Об этом красноречиво свидетельствуют его наставления генералу М. А. Милорадовичу: «Штыки, быстрота, внезапность. Неприятель думает, что ты за сто, за двести верст, а ты удвой шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно. Неприятель поет, гуляет, ждет тебя с чистого поля, а ты из-за гор крутых, из-за лесов дремучих на лети на него, как снег на голову; рази, тесни, бей, гони, не давай опомниться; кто испуган, тот побежден вполовину, у страха глаза большие, один за десятерых покажется. Будь прозорлив, осторожен, имей цель определенную».

Тема военной хитрости осмысливалась многими другими военачальниками русской армии. Боевая деятельность прославленных генералов свидетельствует о большом значении,
которое они придавали военной хитрости на поле брани. Попытки теоретического осмысления роли, места и значения военной хитрости в военном искусстве предпринимались в России и в XIX веке. Об этом свидетельствуют публикации в теоретических изданиях и энциклопедиях того времени.

Русский военный писатель А. И. Астафьев в 1856 году в работе «О современном военном искусстве» заметил: «Искусство появилось с первым человеком, потому что оно, как следствие хитрости, сродни только уму. Он мог употреблять свою хитрость от нападения зверей, для поражения которых нужны иногда бывают внезапность, удар с тыла, быстрота, засада и т. п.». Астафьев считал, что «первоначальная стратегическая мысль» является проявлением «ума и хитрости». В конце XIX века отечественные военные специалисты дали достаточно четкое определение военной хитрости. Так, в «Энциклопедии военных и морских наук» 1885 года говорится: «Военная хитрость — действие, посредством которого хотим ввести в заблуждение неприятеля относительно истинных наших действий. Военные хитрости могут быть бесконечно разнообразны, что зависит от изобретательности борющихся сторон».

В «Военной энциклопедии» 1911 года военная хитрость определяется как «введение тем или иным способом обмана противника для достижения успеха. Хитрость вообще дополняет, ослабляет или даже парализует силу и, следовательно, составляет элемент всякой борьбы, а вооруженной тем более. Военное искусство всегда признавало военную хитрость как один из основных своих элементов».

Русская военная периодическая печать ХIХ века, особенно «Военный сборник» и «Артиллерийский журнал», систематически публиковала статьи и сообщения о важности воспитания у военнослужащих таких качеств, как смекалка, находчивость, приводила многочисленные способы применения военной хитрости в войнах. Большой интерес представляют также учебники по тактике того времени, прежде всего таких авторов,
как Драгомиров и Рюстов. Почти все эти книги говорят о роли и значении военной хитрости в достижении внезапности. Следует заметить, что несмотря на определенную противоречивость в суждениях, военачальники и военные теоретики были едины в оценке важности и значимости военной хитрости в военном искусстве.

Таким образом, на протяжении многовековой истории человечества политические деятели, полководцы, философы, военные ученые и писатели не только выяснили суть военной хитрости, но и определили ее формы и способы, роль и место в достижении победы над противником.


Цели и способы военной хитрости

Проблема военной хитрости всегда имела первостепенное значение для ведущих зарубежных военных теоретиков. Вопросы введения противника в заблуждение, скрытности, внезапности, неожиданности широко обсуждаются на страницах военной печати, служили и служат предметом открытых и закрытых дискуссий. В странах НАТО продолжается теоретическая разработка проблем, связанных с достижением внезапности применения сил и средств посредством военной хитрости. Причем эти исследования имеют сугубо практическую направленность, то есть их результаты активно внедряются в практику боевой и оперативной подготовки войск и штабов, берутся за основу при разработке новых наставлений и уставов, используются в создании современных образцов оружия и технических средств.

Исследование природы военной хитрости иностранные специалисты начинали с изучения некоторых особенностей поведения людей, то есть с психологии. Рассматривались взаимоотношения между обманщиками и обманутыми, изучалось искусство заставить людей видеть вещи чужими глазами, анализировались заблуждения, шарлатанство, ложь и прочее. Был сделан вывод: хитрость — это одна из форм воздействия на восприятие, а именно создание неверного восприятия. А раз хитрость — категория неверного восприятия, она является психологическим фактором, а все хитрости происходят в сознании обманывающего и обманываемого человека. Дело обстоит так, что нас не обманывают другие, мы только обманываем сами себя. «Хитрец» лишь задумывает и пытается навязать нам свою хитрость. Однако, чтобы быть обманутым, надо воспринять ту ложную картину действительности, которую придумывает и проектирует «хитрец».

Судя по материалам зарубежной печати, подход большинства теоретиков к трактовке вопросов военной хитрости и ее роли в военном искусстве характеризуется следующим образом.

Во-первых, она рассматривается как комплекс мероприятий, предназначенных в основном для создания у противника ошибочных представлений или как минимум неопределенности относительно истинных намерений, времени и масштабов активных действий.

Во-вторых, военная хитрость используется в большинстве случаев для достижения внезапности.

В-третьих, стратегия «непрямых действий», основывающаяся на военной хитрости, предполагает создание «пятой колонны» с целью последующего ее использования в своих интересах в странах, которые находятся «в списке враждебных».

Касаясь целей военной хитрости, зарубежные специалисты остановились на двух основных вариантах. Первый заключался в том, что целью хитрости являлось одно — заставить противника принять предполагаемые и навязанные ему действия или
заставить бездействовать и извлечь из этого пользу. Поскольку отсутствие сведений и фактов, а также замешательство, которые возникают на поле боя, создают благоприятные условия для намеренного предоставления сбивающей с толку информации, которая может обострить и ухудшить положение противника.

Другие исследователи считают, что любая хитрость преследует три цели. Непосредственная цель — стимуляция противника к неправильным действиям, промежуточная — его побуждение к выгодным для нас действиям и окончательная —
извлечение выгоды из сложившейся ситуации. При этом подчеркивалось, что хитрости часто преувеличенно приписывают успех, когда достигнута первая цель. Однако для того чтобы оценить действительное воздействие хитрости на последовательность событий, ее успех должен оцениваться третьей целью — выгодой.

Зарубежные теоретики предложили целый ряд способов хитрости, которые образуют основу планов этой военной науки. Наиболее очевидный — стимулирование уверенности противника в том, что им будет принят в действительности наиболее верный путь достижения цели, с отвлечением внимания врага от альтернативного пути.

Вторым способом является «приманка». Он включает в себя представление противнику того, что ему кажется идеальной возможностью, которую можно использовать, когда на самом деле неприятель заманивается в ловушку. «Повторяющийся процесс» — третий способ хитрости. Цель этого способа — усыпить бдительность противника и внушить ему ложное чувство безопасности.

«Двойной блеф» — четвертый прием — является, как считают специалисты, весьма рискованным способом, так как он предполагает раскрытие правды противнику, который уже ожидает хитрости, убежденный, что не поверит в нее. В связи с этим указывается, что «двойной блеф» не является верным способом хитрости, и шанс его успеха составляет лишь 50 проц. Тем не менее исторические примеры подтверждают, что одна и та же хитрость может применяться более одного раза. Противник может распознать хитрость, но так как он обычно не верит в то, что ему соврут точно так же и во второй раз, то он поддается на этот способ.

Пятый вариант «непреднамеренная ошибка». Противника заставляют поверить в то, что ценная информация попала в его руки в результате собственного промаха, ошибки, халатности или неэффективной скрытности.

Кроме этого, существует шестой способ под названием «осколок неудачной судьбы». Неприятеля заставляют думать, что он получил жизненно важную информацию совершенно случайно, в результате стечения обстоятельств, над которыми не властен его противник.

Эффективным седьмым способом хитрости, как считают на Западе, является «замещение», который поощряет противника признавать какой-либо факт ложным и продолжать не верить в него даже после его скрытной подмены на настоящий, и наоборот. Такой способ наиболее удачно применим на тактическом уровне.

Способы хитрости, как считают зарубежные исследователи, могут быть также разделены на категории, согласно органам чувств. Демонстрация, имитация, камуфляж и маскировка — это визуальная хитрость. Делается совершенно обоснованный вывод: в военном искусстве могут применяться различные и многообразные формы, способы и приемы хитрости. Их нужно знать, уметь применять и не только противостоять хитрости противника, но и использовать ее в своих интересах. Это и будет искусством хитрости.


Заключение

Изложенные в статье материалы свидетельствуют о том, что военная хитрость составляет основу военного творчества, под которым понимается процесс создания на основе объективных законов и субъективной ориентации качественно нового, оригинального в военном искусстве.

Она необходима противоборствующим сторонам, поскольку победа с наименьшими затратами сил, средств и времени достигается в упорной борьбе материальной силы и интеллекта, лишь когда одна из сторон ищет и находит новейшие средства и способы боевых действий, но при этом сумеет скрыть их и ввести противника в заблуждение относительно разработки, наличия и внедрения этих средств и способов. Идея обмана
противника должна органически пронизывать все элементы замысла боя и проведения операции. Боевой и жизненный опыт показывает, что только в этом случае можно достичь внезапности действий и добиться успеха с наибольшей для себя выгодой.

В неодинаковых условиях, на разных театрах военных действий, против любого противника непременно должна применяться военная хитрость. Всякий шаблон или старая схема, всякая оперативная «сухость» и отсутствие творческой изобретательности выхолащивают военное искусство. Военная хитрость — антипод шаблонов, схем и штампов.

Е.В. ПУШКО

Журнал «Армейский сборник».


Категория: ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА | Добавил: spec (10-01-2012)
Просмотров: 4820
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz