Удар на опережение
Если в 1940 — 1950–х для захвата вора или грабителя милиционеру достаточно было владеть парой приемов самбо, то сегодня подразделения милицейского спецназа тренируются по целому комплексу боевых приемов, скомпонованному из множества единоборств. И это далеко не тот рукопашный бой, который мы привыкли видеть на открытых соревнованиях и в спортивных секциях.
В БОЕВОЙ подготовке спецназа разрабатывается определенная система, основанная на ошибках сотрудников мили ции различных подразделений, допущенных в экстремальных ситуациях. За примерами далеко ходить не нужно.
Мастер спорта по каратэ и рукопашному бою, тренер одного из брестских спецподразделений внутренних дел Сергей Романов рассказал мне о недавнем ЧП.
Все началось с того, что пьяный брестчанин угнал микроавтобус, перевозивший пустую стеклотару. Когда машину окружили 9 милиционеров, бузотер начал «отстреливаться» бутылками. Угоди в голову такой «снаряд», мало не покажется. Уговоры не действовали, оружие применять не хотелось, идти в рукопашную никто не решался. Сергей Романов, прибыв на место, обезвредил хулигана в считанные секунды: от влек его, а затем молниеносно провел удушающий прием, аккуратно нажав на сонные артерии. «Клиент» мирно «уснул»...
— На «мелочах» и строится подготовка, — комментирует тренер, — исход поединка с преступником зависит от действия спецназовца, дистанции от противника и даже голоса бойца. Преступники ведь сейчас тоже не лопухи. Многие обучались единоборствам в спортивных секциях, так что тоже грамотно могут применить свои навыки. А милиционер всегда должен быть готов к встрече с серьезным противником. Предполагается, что новички спецназа приходят на занятия, уже имея в своем арсенале стандартную базу приемов рукопашного боя. Теперь приходится совершенствовать навыки и изучать специальные элементы. Для этого применяются «аргументы», к которым нередко прибегают преступники: бутылки, «розочки» (битые бутылки, наносящие колотые раны), палки. Здесь же отрабатываются приемы в зависимости от специфики службы спецподразделений. Например, извлечение преступника из машины, задержание его при побеге или защита от внезапного нападения.
После 5 — 6 занятий новичка в зале начинается работа на «месте преступления». На специальных тренировочных базах моделируются всевозможные ситуации. Тренинг, к примеру, может проходить в постройке, имитирующей дом с заложниками. Облаченные в шлемы и бронежилеты спецназовцы обязаны убедить бандитов сдаться либо грамотно провести операцию по захвату.
— Каждый раз мы меняем задачи, — продолжает рассказ Сергей Романов. — Причем всегда присутствует эффект внезапности. Бойцы знают только общую фабулу, но сколько преступников конкретно и какими они располагают ресурсами — неизвестно. Все, как в жизни. Есть вводная: преступники вооружены. А что у них? Газовые пистолеты или фаустпатрон? Узнаешь только, когда столкнешься лицом к лицу. И нужно победить.
РУКОПАШНЫЙ бой милицейского спецназа — это «винегрет» из единоборств мира. В первую очередь применяются элементы различных видов борьбы, мощные удары бокса и каратэ. Очень много в рукопашном бое спецназа взято и из боевого самбо.
— Не знаю, почему после распада СССР самбо вышло из моды, — недоумевает тренер. — Это отличное, очень сильное единоборство. К рукопашному бою бое вое самбо приближено больше всего. Каратэ, например, как отдельный вид для нашей практики — ничто. Оно используется как часть целого. В каратэ много интересной тактики — это целая философия, которая учит не только уйти от удара, но и использовать силу противника против него же самого. Этот принцип используется и в айкидо, элементы которого, кстати (заломы и загибы), также используют бойцы спецназа. И если все это правильно сбалансировать, боец будет практически неуязвим.
Александр МИТЮКОВ СПЕЦНАЗ ДЕКАБРЬ 2008 г. Фото: Артур ПРУПАС «СБ-Беларусь Сегодня»
|