Пятница, 19-04-2024, 01:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Spec-BY "Долг Честь Отечество"
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
КТО КРУЧЕ
Всего ответов: 7369
ПРИСОЕДЕНЯЙСЯ!!!
Поиск
Архив записей
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
Армия Беларуси Сайт СПЕЦНАЗА БЕЛАРУСИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Июль » 24 » "Разведка тихим боем" под Брестом
20:16
"Разведка тихим боем" под Брестом

"Разведка тихим боем" под Брестом



В течение нескольких дней на территории Брестского и Малоритского районов Брестской области проходило состязание на лучшую разведывательную группу Вооруженных Сил.

Помимо белорусских разведчиков, в нем участвовали и российские разведгруппы, представлявшие гвардейские 27‑ю мотострелковую и 4‑ю танковую бригады, а также 2‑ю бригаду специального назначения.

На состязании разведчиков испытали себя и наши корреспонденты

Журналистская «удача»

…Вместе со своими коллегами — корреспондентом нашего агентства «Ваяр» Ларисой Кучеровой и корреспондентом «Комсомольской правды» в Белоруссии» Ириной Козлик готовлюсь к одному из самых тяжелых испытаний состязания — выходу группы в район разведки. Девчонки примеряют маскировочные халаты, надевают на ноги кроссовки — шутка ли, впереди тридцатикилометровый марш по лесным тропам. Тридцать километров — это если повезет, если командир группы четко проведет своих разведчиков по указанному на карте маршруту. Но ведь идти предстоит по незнакомой местности, причем большую часть времени ночью…

Уложив в рюкзак сухой паек, шнурую берцы. Советуюсь с руководителем состязания полковником Олегом Тупиком: может, пойти, как мои спутницы, в кроссовках? «Возьми их на подмену, глядишь, пригодятся», — уклончиво отвечает офицер. Чувствую, что Олег, с которым мы знакомы с лейтенантских времен, что-то недоговаривает.

Признаюсь, «умирать» на дистанции не совсем охота — отбегал ее молодым корреспондентом, но девчонки не унимаются: им непременно надо прочувствовать на себе все тяготы и невзгоды жизни разведчика. Ну и романтику, разумеется. А потом донести пережитые впечатления до читателей.

Как истинный джентльмен и настоящий… правда, подполковник, я соглашаюсь с девушками — действительно, это журналистская удача. И, заставляя блестеть азартом собственные глаза, не отрываюсь от коллектива: конечно же, я с вами!..

Между тем, зная серьезный уровень подготовки многих разведгрупп, прошу Олега Анатольевича Тупика (так, чтобы не слышали мои спутницы) «прикрепить» нас к разведчикам, которые смогут пройти дистанцию в быстром темпе, но вряд ли все время будут бежать. А еще прошу предусмотреть, чтобы группа меньше плутала. Но этого руководитель состязания обещать не может — местность разведчикам незнакомая, маршрут он прокладывал сам, и весьма старательно. Если командир собьется с маршрута, группа окажется либо в непроходимой чаще, либо в болоте. Продолжить движение по маршруту можно лишь вернувшись в точку, откуда разведчики начали плутать. Поэтому верный способ для того, чтобы не сбиться с пути, таков: через каждые 200–300 метров сверять направление своего движения с компасом и картой. Разрешается также пользоваться GPS-навигаторами.

Не знаю, учтены были мои пожелания или нет, но идти журналистам предстояло в «фарватере» разведгруппы, представлявшей 120‑ю гвардейскую отдельную механизированную бригаду. Как мне показалось, особой радости у парней это не вызвало. По крайней мере, после невзначай услышанного: «Ничего, оторвемся» я понял: мы побежим!

«Скачки»

Одна за другой группы выходили на этап. Их вывод в тыл условно противника осуществлялся наземным способом — на автомобиле.

В ожидании своей очереди сидим на прогретой жарким солнцем земле, наслаждаясь редкими дуновениями свежего ветерка. Кто-то из разведгруппы, соорудив из веревки поводок, пытается надеть его на шею провожающего разведчиков барбоса: мол, боевое охранение во вражеском тылу не помешает. Бездомный пес, комфортно чувствующий себя в полевом лагере, идти с разведкой так далеко отказывается — слишком велика нагрузка для собаки…

Знакомлюсь с командиром нашей группы: гвардии старшина контрактной службы Андрей К. «Срочку» проходил в разведбате родной 120‑й. В должности командира группы Андрей, выпускник Мозырского инженерно-педагогического училища, немногим больше года. Мечтает стать офицером. Почему же не окончит «лейтенантские» курсы на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров Военной академии Республики Беларусь? Оказывается, этой весной мечтал пройти там обучение, но, увы, на тот момент до года нахождения на офицерской должности военнослужащему-контрактнику не хватило всего двадцати дней (а это обязательное условие зачисления на курсы). Даже спустя время чувствовалось искреннее огорчение парня.

Все остальные ребята в группе — «дембеля». Через пару недель — увольнение в запас.

…Наконец наш черед. Запрыгиваем в кузов машины.

Едва срываемся с места, как полигонная пыль окутывает нас. Подпрыгивая на ухабах, с трудом удерживаемся на деревянных скамейках. Скорее бы уже завершилось это «десантирование».

Команда «К машине». Командир группы получает карту с маршрутом выдвижения в район разведки (таким образом организаторы состязания исключают любую утечку информации). Изучив ее, Андрей К. ставит задачу разведчикам. Группа принимает боевой порядок и устремляется в путь.

— У вас что-то в жизни с музыкой связано? — интересуется у назначенного в головной дозор разведчика по прозвищу Шопен Лариса Кучерова.

— Да, играю, — отвечает «композитор».

— На фоно?

— Нет, на трубе.

И я улавливаю иронию разведчика, который держит в руках гранатомет РПГ-7.

На часах 17.20. «Скачки» начались. Впереди многокилометровый марш, пройти который надо не более чем за двенадцать часов, иначе — незачет.

Правда, быстрота — еще не залог успеха. Упор — на качество. Попал в засаду — из лучших можешь оказаться в худших. Штрафные баллы начисляются также за несоблюдение правил маскировки, боевого порядка группы, тактики действий. И это вполне справедливо, ибо в реальной боевой обстановке ценой ошибки может стать жизнь.

Приехавшие во главе российских команд офицеры (за плечами у некоторых из них имеется боевой опыт) еще до начала состязания одобрительно отозвались о такой методике оценки. Охотно делились российские разведчики и своим опытом.

Например, накануне, во время выполнения нормативов по предметам специальной подготовки, они заслужили у судей немало одобрительных отзывов. При выполнении норматива по оттаскиванию раненого союзники перекрыли отведенное на это время почти вдвое за счет того, что тянули товарища не на себе (как это предусмотрено нашими программами обучения), а за разгрузку. Казалось бы, мелочь, но когда над головой свистят пули, быстрее уйти с линии огня — значит сохранить жизнь. Многое почерпнули россияне и у нас.

…От воспоминаний о первом дне соревнования меня отвлек преградивший путь разведгруппе широкий ручей. Теперь я понял совет своего товарища про кроссовки — «возьми на подмену».

Вышедшая немного раньше нас одна из российских групп неспешно надевала на ноги чулки от общевойскового защитного комплекта. Разведчиков 120‑й гвардейской омбр перспектива намочить ноги, похоже, не испугала, и наша разведгруппа ломанулась через ручей. Видя, как от нас отрываются боевые товарищи, мы тоже ступили в воду.

После преодоления пусть и небольшой водной преграды в берцах противно хлюпала вода. В пятистах метрах впереди бежала наша разведгруппа. Похоже, разведчики действительно не собирались делиться с журналистами секретами своего мастерства… Но ведь и нам настойчивости было не занимать.

И хотя наше передвижение не усложняли сорокакилограммовые рюкзаки и оружие, в какой-то момент показалось, что участие «группы информационного сопровождения» в соревновании на этом может закончиться.

Я с уважением смотрел на своих спутниц, изо всех сил старавшихся догнать разведчиков. На песке то тут, то там встречались свежие отпечатки стоп (как оказалось, разведгруппа, стартовавшая первой, преодолела ручей босиком, а когда ноги обсохли, надела обувь).

Наконец расстояние начало сокращаться — разведчики остановились, чтобы свериться с картой и заодно отдышаться. Мы быстро ликвидировали отрыв.

Пожалуй, в этот момент мои прекрасные коллеги перехватили не один одобрительный взгляд. Но многое последующее происходило для них как во сне.

Километр за километром мы приближались к заветной цели. Выходили на контрольные точки, скрывались от «секретов» противника, плутали по болотам, высматривали под ногами гадюку или медянку, чтобы ненароком не наступить. В минуты коротких привалов пригоршнями забрасывали в рот сочную чернику, дабы утолить жажду. И вновь шли вперед…

К сожалению, дойти до «финиша» мне не удалось. Лариса Кучерова травмировала ногу, поэтому пришлось на деле продемонстрировать принцип, верный не только в разведке, но и в «Ваяре»: «Мы своих в беде не бросаем». Пройдя около двадцати километров, мы сошли с дистанции и самостоятельно выбрались на контрольную точку.

Глубоко за полночь нам сообщили, что наши товарищи вместе с «комсомолкой» Ириной Козлик успешно вышли в район разведки.

С волей к победе

Несколько позднее мы узнали, что лучшей на этом этапе была разведгруппа 38‑й гвардейской отдельной мобильной бригады. При этом десантники не получили ни одного штрафного балла, вскрыли все «секреты» противника и даже умудрились ввести в заблуждение многих соперников, шедших по их следам.

Чтобы «сбросить с хвоста» другие разведгруппы, гвардейцы сознательно уводили их на неверный путь, разбрасывали обертки из-под конфет (которые, кстати, хорошо видны даже в темноте), после чего буреломами возвращались на маршрут.

Впоследствии кто-то попытался предположить, что брестские десантники действовали на хорошо знакомой им местности, поэтому и показали столь высокий результат. Но это было неправдой. Организаторы состязания поставили всех его участников в одинаковые условия. Одно из доказательств тому — преодоление участка минно-взрывных заграждений.

«Накрывали» минное поле инженеры 38‑й гвардейской омоббр. Причем весьма плотно: на участке протяженностью около 60 метров были установлены более двадцати «сюрпризов», имитировавших осколочные и фугасные мины. Разведчики 38‑й подорвались на нем три раза. «Сказалась усталость на последнем этапе соревнования, ослабло внимание», — признается потом командир группы, который вынес на себе четверых «раненых» товарищей с оружием и тяжелыми рюкзаками.

На каждом из этапов все разведчики стремились к победе. Порой казалось, что они совершали невозможное.

Группам пришлось вступать в скоротечный огневой бой с «противником», преодолевать водную преграду, тактическую полосу, вести разведку населенного пункта.

Последний элемент подготовки разведподразделения белорусских Вооруженных Сил начали отрабатывать не так давно, три года назад. Анализ вооруженных конфликтов недавних лет показал, что военнослужащие все чаще принимают участие в блокировании, зачистке и взятии населенных пунктов. Качественно выполнять эти задачи могут лишь те части, которые имеют хорошо подготовленные разведподразделения. При этом разведчики должны не только умело действовать в таких населенных пунктах, но и вызывать огонь артиллерии для поражения огневых групп противника. То есть выступать в роли артнаводчиков.

Что касается водной преграды, то преодолевать ее разведгруппам гвардейских 11‑й отдельной механизированной и 103‑й отдельной мобильной бригад предстояло под проливным дождем. Впрочем, не зря говорят: «Дождь разведчика не мочит — дождь разведчика бодрит».

Ну а по-настоящему «взбодриться» пришлось командиру разведгруппы 6‑й гвардейской отдельной механизированной бригады. Когда он вместе с ядром группы вслед за головным дозором скрытно переплыл на другой берег, выяснилось, что у разведчика, следовавшего в тыловом дозоре, в воде свело ногу. Дежурившим на озере водолазам не пришлось выручать воина — на подмогу ему бросился командир, вытащил на берег. За проявленную волю к победе здесь же, после переправы, представитель Генерального штаба Вооруженных Сил вручил молодому офицеру часы.

…Преодолевая этап за этапом, разведгруппы неумолимо приближались к району, где предстояло осуществить поиск объекта противника, определить его координаты (с точностью до 50 метров) и передать их на базу.

Но состязание на этом не завершалось. Разведчики должны были не только выполнить поставленную задачу, но и выжить!

После проведения разведывательной и огневой засад, преодоления участка минно-взрывных заграждений группам в максимально короткий срок предстояло еще оторваться от преследования. Этот трехкилометровый марш-бросок в полной боевой выкладке, завершивший четыре дня испытаний, дался нелегко.

Преодолеть себя!..

Полковник Олег Тупик высоко оценил подготовку разведчиков:

— Действуя на незнакомой местности, они доказали, что способны выполнять задачи в самых тяжелых условиях, переносить высокие физические и психологические нагрузки.

Хорошей практикой стало это состязание и для курсантов факультета военной разведки Военной академии, который представил на него две группы. Но если в прошлом году разведгруппами «букварей», или «курков» (как в шутку называли курсантов на состязании), командовали офицеры, то в этом году группы были полностью курсантскими.

Как отметил начальник кафедры сил специальных операций и войсковой разведки факультета военной разведки полковник Владимир Киреев, будущие офицеры участвуют во многих мероприятиях боевой подготовки. Только в этом году курсанты выезжали на соревнования на лучшую разведывательную группу спецназа Вооруженных Сил, состязания «Доблесть и мастерство», чемпионат по тактической стрельбе среди подразделений специальной и войсковой разведки…

В обеспечении нынешнего состязания участвовали также наши курсанты, обучающиеся в Новосибирске, в филиале военно-учебного научного центра Общевойсковой академии Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации. Их стажировка в Беларуси была специально спланирована в период проведения этого соревнования профи.

Безусловно, серьезными соперниками белорусов были их российские коллеги. Причем 4‑я гвардейская танковая бригада уже не первый раз присылает своих разведчиков на данное состязание. В 2011‑м разведгруппа этого российского соединения заняла второе место.

— Приятно отметить, что с каждым годом уровень проведения этого соревнования растет, — признался руководитель российской команды. — Делается упор на правильные тактические действия разведчиков, получаемый в ходе состязания опыт берется ими на вооружение.

…В результате нелегкой борьбы лучшей, как и на прошлогоднем состязании, была признана разведгруппа 38‑й гвардейской отдельной мобильной бригады. Второго места были удостоены российские разведчики из 4‑й гвардейской танковой бригады, на третьем — курсанты Военной академии Республики Беларусь.

Но на мой взгляд, самая главная победа, которую одержали участники профессионального испытания, — это победа над собой. Когда казалось, что уже нет сил, когда от неимоверных физических нагрузок невыносимой болью сковывало мышцы и притупить эту боль мог лишь укол промедола, разведчики все равно преодолевали себя. Для того чтобы выполнить поставленную задачу. Любой ценой!



Заметки на полях

На марше в район разведки


Позади 15 километров. Лямки рюкзака врезаются в плечи. Берцы вязнут в песке.

Беседуем с командиром разведгруппы о житье-бытье. Старшина-контрактник говорит о невысоком денежном довольствии, отсутствии собственного жилья…

— Зачем тебе тогда эта разведка? — пытаюсь понять, чем же она так его притягивает.

— А вы зачем с нами пошли, товарищ подполковник? Уж точно не из-за денег, — произносит собеседник. И, осмотрев в бинокль окрестности, отдает по радиостанции команду головному дозору.

Я не знал, что ему ответить.



Заметки на полях

Смекалка разведчика


На одном из этапов состязания разведчик поинтересовался: можно ли его преодолевать в кроссовках? Представитель судейской коллегии пояснил, что это не запрещено правилами, но кроссовки не должны демаскировать разведчика.

…Спустя несколько минут светлые кроссовки потемнели, плотно укутавшись в черную изоленту.



Заметки на полях

Разведгруппа обнаружена


Во время подготовки к состязанию одна из разведгрупп тренировалась преодолевать водную преграду.

…Озеро. Лягушачий хор отчаянно тянет вечернюю серенаду. Головной дозор скрытно пробирается к берегу. Стараясь остаться незамеченными, разведчики подходят к камышам. Насторожившись, лягушки умолкают, и над озером повисает гробовая тишина… Разведгруппа обнаружена.

Подполковник АЛЕКСАНДР МАКАРОВ


ВО СЛАВУ РОДИНЫ


Просмотров: 2330 | Добавил: spec | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz